Главная     История ДУМ РБ     Видеогалерея     Молодежный отдел     В помощь имаму     Контакты     

Мухтасибаты ДУМ РБ / Балтачевский район / Музей просветителя XVIII Габдуллы Галиева





Музей возник по распоряжению главы администрации Балтачевского района от 21 октября 1990 года. В 2001 году администрация района выделила земельный участок под строительство музея имени Габдуллы Галиева (Батырши) около соборной мечети. 1 марта 2002 года было выделено помещение в районном дворце культуры для музея.

4 октября 2002 года была проведена научно–практическая конференция, посвященная наследию Батырша (“Ил улы – Батырша, жир улы Батырша, ул яши һәм яшәр мәңгегә” ).

Участники этой конференции торжественно возложили камни на основание строительства нового здания музея «Батырша».

Сторительный лес куплен, и сруб для здания музея срублен потомками “Батырши”за их счет.

В оформлении экспозиции большую помощь оказала заместитель директора Национального музея Р.Б. Туктарова Гульфира Нафиковна.

Новое здание музея было открыто 30 августа 2003 года.Участие президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова в открытии музея стало памятным событием в общественной жизни района.

За всю жизнь существования произошли яркие события и проводились мероприятия, посвященное Батырше, в которых музей принимал активное участие.

После долгих десятилетий 25-26 ноября 1992 года в деревне Верхнекарышево и в селе Старобалтачево Балтачевского района прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященной 275 –летию со дня рождения видного общественного деятеля, просветителя XVIII века Габдуллы Галиева Батырши.

С 1990 года музеем организуется экспедиции по району с целью сбора письменных источников XVIII-XIX и начала XX веков. С этой же целью осуществляется поездка в деревню Олы-Кош Исетской провинции (д.Муслимова Челябинской области), где Габдулла Галиев работал имамом-мударисом. В 1995 году побывали в Бурзянском и Баймакском районах, где у озера Талкае началось восстание. В 1996 году работали в архивах г.Уфы и Оренбурга с целью сбора исторических документов и собрали много материалов о деревне Татарские Каргалы Оренбургской области, где много бывал Батырша, также здесь жил работал учитель и духовный наставник Батырши ахун Габделсалям Ураев.

В 1997 году работали в архивах г.Перми и в архиве Бардымского района. Собрано много материалов о деревне имени Гайнинской волости Асинской дороги (село Куземьярово Барднского района Пермского края).

В 1998-1999-2000гг. работали в архивах г.Санкт – Петербурга, г. Казани, г. Уфы, собранные материалы имеют большую историческую ценность для нашего музея.

Музей также активно участвовал при проведении Республиканской научно-практической конференции, посвященный деятельности и наследию Батырши («Батырша – выдающийся идеолог и вдохновитель восстания 1755-1756 гг».) которая прошла 1-2 июня 1999 года.

17 мая 2005 года институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан провела научно – практическую конференцию «Батырша житәкчелегендә баш күтәрү һәм XVII йөз татар жәмгыятендә ижтимагый – мәдәни тормыш».

За год музей посещает 5-6 тысяч посетителей.

Музей богат уникальными экспонатами и материалами: более 100 рукописных книг Батырши, потомком которого является Шайхайдаров Р.М.

Рукописные книги оформлены по-разному. Среди них имеются фолианты, написанные ясными и изящным каллиграфическим почерком и аккуратно переплетенные кожей. Также встречаются рукописные книги переплета или обложках, переписанные для личного пользования. Редкой ценностью являются книги (фара из (фараиз – это наука о разделе имущества по шариату), написанные на древнетурецком, арабском и персидском языках. Эти книги показывают высокий уровень просвещенности наших предков.

В экспозициях музея имеется копия знаменитого письма Батырши императрице Елизавете Петровне, которая было написано Батыршой с 4 по 24 ноября 1756 года в Москве по пути следования его в Шлиссельбургскую крепость, куда был конвоирован для отбывания наказания. Написанное прошение – письмо было положено в особый конверт и запечатано самим Батыршой и отправлено под строгой стражей в Петербург, но дошедшее лишь до Тайной Канцелярии и Сената.

Письмо Батырши, написанное на языке тюрки, дошло до нас в одном экземпляре, переписанное на бело и в семи черновиках – набросках, а также в переводах на русский язык. Переводы были сделаны для чиновников сената и Тайной Канцелярии. Все варианты рукописи хранятся в Российском Государственном Архиве Древних актов.

Письмо состоит из 140-150 страниц и представляет собой значительный историка– литературный памятник середины XVIII века. По содержанию это историка – политический, социально – экономический. этика- философский тракт о Батырши того периода. Оно является ценным источником по истории и культуре башкирского и татарского народов.

В музее также имеются картины нашего земляка художника М.Вафина о Батырше; бюст «Просветитель Батырша» - автор Ильшат Гилязов: бюст Батырши выполненный Зинуровым Р.Н., собрано много предметов быта, обихода, одежда и украшения.

Музей состоит из двух залов. В первом зале находится экспозиции о жизненном пути Батырши, второй зал – зал этнографии.

Площадь музея 100 кв². Музей построен из бревенчатого сруба сделанного на деревообрабатывающем станке.


Батырша
(Габдулла Галиев)
(1710/1715 - 1762)



В сентябре 1756 года из Оренбурга в Петербург в Тайную канцелярию “секретно” отправили крытую телегу, запряженную двумя лошадьми. Ее охраняла внушительная команда: 36 драгун, капрал и унтер-офицер во главе с князем Бояховеким, которых в внутри от одной крепости к другой должны были сопровождать 12 драгун и 6 верховых казаков. В телеге находится человек, закованный в цепи. Вместе с ним ехали унтер-офицер, капрал, а также двое драгун. Сопроваждающим были даны четкие инструкции следить, чтобы арестант не навредил себе чем-нибудь; никого к нему не допускать, ни о чем с ним не говорить; во время ночлега высталять при нем часовых, высылать из избы не только посторонних, но и хозяев. Правительство длительное время разысковало его и обещало вознограждение тысячу рублей за поимку. Между тем имя таинственного узника – Батырша (Габдулла Галиев) – было широко известно мусульманскому населению Поволжья, Урала и Средний Азии. Каким образом он оказался причастин к делам Тайной концелярии?

Батырша родился примерно в 1710/1715 годах в деревне Карышбаш Сибирской деревне (Бирский уезд Оренбургской губернии). Он получил основательное религиозное образование: сначала учился в родной деревне, затем продолжил обучение в медресе деревень Тайсуганово (ныне в Альметьевском районе Республики Татарстан). Его наставниками стали просвещенные и известные в мусульманском обществе Абдрахман Бикчурин и Абдуссалям Ураев. Для своего времени Батырша был высокообразованным человеком, чего достиг неустанным самообразованием и тягов к еще большим знаниям. Батырша отличался доскональным знаниям шарията, умел грамотно и убедительно толковать его положения, был знаком с трудами известных мусульманских деятелей Востока. С рождения обладал силой гипноза и внушения.

В 1744 – 1745 годах Батырша жил и работал в деревне Илем Гайнинской волости Осинской даруги (ныне Перемский край, Барднмский район село Куземярово), в 1746- 1749 годах в деревне Муслим Исетской провинции (ныне Челябенская область Кунашакский район село Муслюмува). В 1549 году он переехал в деревню Карышбашево Сибирской дороги, где прожил до сентября 1755 года. В последствии он так описывал свою жизнь этот период (1744-1755 гг): жил имамствуя, одержал медресе, обучал мальчиков, предписывал мирянам то, что установлено, и удерживал от того, что запрещено”.

Своей деятельностью Батырша снискал авторитет о популярность в народе. К нему обращались с просьбой разрешть вопросы, связанные с наследованием имущества, или разъяснить вопросы, касающиеся шариата. Прекраеная эрудиция позволяла ему консультировать по сложным богословским проблемам. Многие муллы даже не решались вступать с ним в спор. Уфимская Провинциальная канцелярия периодически привыкала его для решения разных судебных дел в Уфимской провинции. О его незаурядных качествах и авторитете среди религиозных деятелей края свидетельствует и то, что в 1754 году ахуны Ногайской, Казанской и Осинской дорог выдвинули его на освободившуюся должность ахуна Сибирской дороги – высшего духовного лица этой части Уфимской провинции.

Наделенный от природы живым проницательным умом будучи непосредственным очевидцем безудержного и все возрастающего колониального наступления России в Поволжье и на Урале, Батырша постепенно пришел к выводу о необходимости воруженного выступления против властей.

Обладая способностью анализировать новое усилие социально – экономического давления на местные нерусские народы края со стороны Москвы, Батырша не мог не учесть благоприятность сложившейся ситуации.

Во-первых, он к этому времени имел достоточный авторитет и признание со стороны населения края, чтобы возглавить движение. Во-вторых,социальная напряженность среди населения продолжало наростать.

Некоторые совершенные исследователи пришли к выводу о наличии у Батырши двух программ восстания. Первая программа – максимум, нашла отражение первоначальном плане вооруженной борьбы за национальном освобождение и создание независимого мусульманского государства. Этот план в общих чертах был изложен в его “Воззвание” к народам Урала, Повольже, Сибири и Средней Азии, написанном до начала восстания весной 1755 года. Программу – минимум Батырша изложил позже, в своем знаменитом “Доношении” императрице Елизавете Петровне.

Батырша верно обрисовал ситуацию, сумел выделить гланные цели движения и проблемы мешающие объединению всех мусульман против религиозного протеснения. “Воззвание” хотя и религиозной форме, но содержало политический протест колониального шета.

Батырша сумел наглядно показать ухудшение положения башкир, мишарей и татар под тяжестью новых налогов. Военной службы на укрепленной линии и гужевой повинности. Он разоблачил политику земельных захватов, издевательства, гонимые со стороны по отношению к мусульманам. Особое внимание Батырша обратил на грабительский характер Указа 1754 года по которому башкиры и мишары освобождались от уплаты ясака, помешались права свободного пользования солью из местных источников, в связи с чем платежи их в казну увеличились несколько раз. Большое место в “Воззвании” занимали доводы против насильственной христианизации мусульман.

Ученый – историк муфти, человек широчайшей эрудиции, огромного таланта, энциклопедических знаний, создавши десятки произведений Ризаэддин Фахреддин в своем многотомном библиографическом сочинении “Асар” пишет о Батырше: “После многочисленных прошений против насилия к релегии и протеснений, которых оставили без внимания, башкирский народ и исламское общество, пришетшие к нему, были вынуждены востать против русского государства. В это время их сплотил в единую идею мулла Габдуллы (т.е. Батырша)”. По признаниям, этот человек, происходивший из мишар, был ученым и уважаемым лицом среди мусульман. Мулла Габдулла предпринял меры по этому поводу. Он объединил мусульман Казани, мишарей и типтярей 22 июля 1755 года считался деле восстания и дальше назначенного срока, отложить было невозможно.

Но нарушила план одна община башкир. Они даже приступили к действию в мае. Дело было в том, что 15 мая 1755 года башкиры близ Сакмара не стерпели притленений команды Брагина и вынуждены были восстать раньше назначенного срока. По этой причине управляющий этой территорией губернатор Оренбурга Неплюев подозревал это дело, начал предпринимать срочные меры. И план, разработанный муллой Габдуллой, потерпел неудачу. С одной стороны войска и другой стороны деньги, положили многочисленные ошибки, засеяли разные мнения, неразбериху среди мусульман.

Мулла Габдулла вынужден был скрыватся…

8 августа 1756 года Батыршу поймали в одной из деревень Осинской дороге. Закованного в кандалы, под конвоем его отправили в Уфу потом в Оренбург и наконец по решению Сената в Петербург в Тайную канцелярию.

Батырша жестоко поплатился за организацию восстания. Согласно приговору, его наказали плетьми, вырыванием ноздрей и пожизненнын заключением в Шлессельбургскую крепость. В ночь на 24 июля 1762 года Батырша пытался бежать из нее, зарубив топором стражников. Одноко попытка оказалось неудачной, погиб и сам заключенный. Обстоятельство гибели муллы пока неизвестны.

Жертва, принесенная Батыршой, оказалось ненапрасной. С середины 1750-х годов царское правительство отказалось от жестокого курса в отношение мусульман.

Было восстоновлено право башкир обращаться с прошениями непосредственно к царям.

Власти обещали упорядочить управление башкирами, покончить с самовольным захватами их земель. В сентебре 1759 года Сенат на гелобитную представителей башкир определил: “впердь такому башкискому народу отнюдь ни кому никаких обид и разорений не гинить, и в угодьях их насильством не селиться, и от того всего их, башкирцов, не только защищать, но притом показывать им всякую благосклонность и надлежащее по указам охранение”.

Было прекращено насильственное переселение некрещенных татар из их деревень при появление в них новокрещенных дворов.

Архиепископ Лука Конашевич и тобольсчкий митрополит Сельвестр Гловацкий были переведины в другие районы.

Сенатским указом от 23 августа 1756 года мусульмане Казанской, Нижегородской, Астраханской, Воронежской и Сибирской губернии получили разрешение строительство мечетей.

Правительство отказалось от насильственной христанизации.

Сенат удовлетворил давнюю гелобитную служивых мурз и татар о возращении их в ведение Казанской адмиралтейской конторы.

С мусульманского населения была снята недоимка подушного налога за прошлые годы в сумме 250 тыс. рублей начисленного на него за новокрещенных.



карта сайта
Все права защищены © 2009
Официальный сайт
Духовного управления мусульман Республики Башкортостан
Создание сайтов в Уфе
«Экспресс лаб»