Главная     История ДУМ РБ     Видеогалерея     Молодежный отдел     В помощь имаму     Контакты     

События / 26.12.2017

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕКТЕБА (доклад Саяхова Р.Л.)

Поделиться новостью

  Начальная мусульманская школа, именуемая كتاب /куттаб/ или مكتب /мактаб/, и известная у нас как мектеб изначально была направлена в основном на обучение азбуке, чтению Корана. Считается, что упорядоченная организация школы подобного типа стала проявляться в начальный период правления Омейядов, хотя основы ее закладывались еще во времена пророка Мухаммада (ص). Школы подобного типа обычно организовывались при мечетях и функционировали за счет родителей учеников. Важнейшей функцией мектеба всегда являлось воспитание добропорядочного, богобоязненного мусульманина [1, 2]. Мектебы, напоминающие современную начальную школу, были широко распространены и плодотворно функционировали на территориях проживания мусульман России вплоть до начала XX века. В современных условиях становления отечественной системы исламского образования начала XXI века мектебы представляют первую, начальную ступень. Сегодня они могут именоваться как курсы по изучению арабского языка и основ ислама, как воскресная или приходская школа. Основной целью работы современного мектеба является удовлетворение нужд прихожан в получении начальных религиозных знаний [5]. Для этого в мектеб принимаются все, кто желает научиться: - правильно читать Коран; - выполнять основные религиозные обряды; - ознакомиться с базовыми этическими нормами ислама. Необходимо отметить, что в некоторых мечетях функционирование мектеба поставлено на столь высокий профессиональный уровень, что они могут давать более глубокие, нежели начальные, знания по отдельным теологическим дисциплинам. В Республике Башкортостан к таким можно отнести мектебы, организованные при уфимской мечети «Ихлас», при соборной мечети г. Мелеуз, при соборной мечети г. Сибай. К особенностям образовательного процесса современного мектеба можно отнести: 1) широкий охват населения и высокий спрос со стороны рядовых прихожан; 2) гибкий график учебы; 3) безвозмездная форма обучения; 4) удовлетворение базовых духовных потребностей прихожан; 5) непринужденная обстановка, связанная с отсутствием необходимости в строгих экзаменах (способствует регулированию морально-психологических переживаний, снятию стрессовых состояний); 6) альтернативная форма досуга и занятости верующего населения. Успешно реализовывая духовно-образовательные запросы слушателей, мектеб способен играть существенную роль в формировании общественного мнения и оказывать большое влияние на градус социальной стабильности. Вместе с тем, новые запросы общества, связанные, прежде всего с высоким уровнем информированности и образованности населения, обуславливают нарастающее внимание и к работе мектеба, педагогический процесс которого должен отвечать новым вызовам. Преподаватели, должны знать не только содержание своих предметов, но и обладать педагогическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими совершенствовать образовательный процесс мектеба. Педагогику часто определяют как искусство воспитания, как науку о воспитании и обучении человека. Воспитание, в свою очередь, определяют одной из сторон образования, которая связана с присвоением ценностей [3, 4]. Примечательно, что именно вокруг ценностей и выстроен образовательный процесс мектеба. Но эталоном ценностей здесь являются исламские первоисточники – Коран и хадисы. Это одно из ключевых отличий мусульманского учебного заведения от любого другого. Построение воспитательного процесса, направленного на культивацию ценностей, педагоги именуют аксиологическим (ценностным) подходом. Данный подход играет роль связующего звена между познавательным и практическим отношением к миру (теорией и практикой), и связан с гуманистической педагогикой, рассматривающей человека как высшую ценность и цель развития (подобно тому, как это обозначено пророком Мухаммадом (ص): «Я явился, чтобы восполнить благородство нрава»). Сквозь призму аксиологического подхода ценности воспринимаются как смыслообразующие основания человеческого бытия, мотивирующие жизнь, деятельность и поступки [3, 4]. В этой связи задача педагога состоит в организации интериоризации (переход извне внутрь), т.е. в «присвоении» ценностей учащимися. Алгоритм интериорезации может быть представлен следующими шагами: 1. осознание и отбор ценности; 2. усвоение ценности; 3. переход ценности в качество ценностных ориентаций (цели, идеалы, интересы, жизненные планы, принципы и убеждения). У педагога мектеба нет необходимости убеждать, что основой всех ценностных ориентиров являются исламские первоисточники: они априори восприняты как непререкаемые авторитеты. В этом смысле, его задача несколько упрощается. Однако далее он должен превратить иногда абстрактные, а иногда очень концентрированные картины исламских первоисточников – в конкретные и четкие ценности, понятные для осознания. Следующая задача педагога состоит в адаптировании отобранных ценностей для индивидуального усвоения и перевода в качество ценностных ориентаций. Именно здесь и необходимы позитивные наработки педагогической науки, раскрывающей закономерности, принципы и методы обучения, разрабатывающей образовательные технологии, учитывающей психологические особенности учащихся. В качестве примера применения аксиологического подхода можно привести следующую ситуацию. Для осознания гуманистической ценности ислама предлагается рассмотреть ряд фрагментов Корана, демонстрирующих принадлежность людей к одной большой человеческой семье. Подводя слушателей к осознанию данной идеи, для обсуждения предлагается вопрос: «О чем может говорить тот факт, что многие айаты начинаются следующими обращениями: «О, сыны Адама!», «О, человек!», «О, люди!»»? В ходе рассуждений слушатели приходят к выводу, что подобные обращения акцентируют внимание на важном посыле – принадлежности всех людей к единому виду созданий, составляющих одну семью и имеющих общего предка - Адама. Продолжать рассуждения и формировать новые выводы помогает учитель, который предлагает каждому отобразить данное положение на его собственную семью, близких и дальних родственников: все ли они одинаково выглядят, рассуждают, поступают? Очевидно, что нет. Но ведь никакие различия не разрывают между ними родственных связей, а значит, и не исчезает обязанность поддерживать родственные отношения. Развивая рассуждения, слушатели совместно подходят к мысли о братстве всех людей и благородстве человеческой природы вообще, вне зависимости от взглядов, национальности или цвета кожи. Таким образом, через осознание ценности происходит ее интериоризация. Другим важным аспектом деятельности педагога в условиях мектеба является необходимость ориентации на деятельностный подход, обеспечивающий поддержку и реализацию аксиологического подхода. Суть его состоит в том, что новые знания (те же ценности) не даются в готовом виде, а открываются самими учащимися в процессе активной познавательной деятельности через преодоление трудности творческого поиска. При этом учащиеся являются не пассивными «приемниками» информации, а сами участвуют в учебном процессе [3, 4]. Деятельностный подход важен и в том смысле, что данный способ организации учебно-познавательной деятельности способствует воспитанию личности как субъекта, но не объекта жизнедеятельности. Это означает, что данный подход воспитывает человека быть хозяином своих действий, учит видеть цели, ставить и решать задачи, отвечать за результаты своей деятельности. В условиях мектеба деятельностный подход может быть реализован посредством таких педагогических технологий, как интерактивные методы обучения (дискуссия, дебаты, круглый стол, деловые и ролевые игры, ситуационный анализ) проектно-поисковая деятельность, проблемно-диалоговое обучение. В качестве примера применения деятельностного подхода можно привести следующую ситуацию. Для осознания необходимости работать с исламскими первоисточниками посредством определенных правил, предлагается рассмотрение конкретного вопроса о запрете одурманивающих веществ, при изучении которого необходимо учитывать факт разрозненного ниспослания Корана. Слушателям предлагается выявить коранические фрагменты, освещающие данный вопрос. В ходе выполнения задания, слушатели обнаруживают, что Коран содержит несколько таких фрагментов. Выясняется, что данные фрагменты по-разному характеризуют отношение к одурманивающим веществам. В начале Корана повествуется о том, что в них – «великий грех и некая польза для людей» (2: 219), далее по тексту – о недопустимости молитвы «будучи пьяными» (4: 43), далее – о необходимости сторониться их, поскольку они есть «мерзость из деяния сатаны» (5: 90), далее – что из плодов человек готовит «хмельной напиток и добрый удел» (16: 67). Важно отметить, что при использовании данных фрагментов по отдельности, мы не сможем составить стройной логики суждения. Даже обращение к хадисам не окажет нам существенной помощи. Здесь слушатели понимают, что работать с исламскими первоисточниками допустимо лишь после овладения соответствующими методиками. Далее предлагается обдумать имеющуюся информацию и ответить на вопрос: какие принципы должны учитываться при анализе фрагментов, содержащих противоречивую на первый взгляд информацию? Таким образом, актуализировалось обращение к алгоритму работы с исламскими первоисточниками, который содержит правило учета хронологии. Таким образом, современный мектеб способен играть существенную роль в формировании общественного мнения и оказывать большое влияние на градус социальной стабильности. Вместе с тем, новые запросы общества, связанные, прежде всего с высоким уровнем информированности и образованности населения, обуславливают нарастающее внимание и к качеству работы мектеба, напрямую зависящее от уровня педагогической подготовленности учителей. На повышение последнего направлены усилия духовных и научных институтов, проявляющиеся в плодотворном сотрудничестве ЦРО ДУМ РБ и БГПУ им. М. Акмуллы.



карта сайта
Все права защищены © 2009
Официальный сайт
Духовного управления мусульман Республики Башкортостан
Создание сайтов в Уфе
«Экспресс лаб»