Мы в соцсетях

Ислам

Договориться можно обо всем — медиаторство и его корни в народной культуре

Опубликовано

в

О медиаторстве на примере духовных деятелей Урало-Поволжья рассказали на форуме «Наследие Урала» представители Духовного управления мусульман РБ: руководитель БФ «Ватан» Алмаз Валеев и пресс-секретарь муфтията Газиз Юсупов.

Федеральный Закон «О медиации» вступил в действие в России в 2012 году, но традиции построения медиативного процесса имеют глубокие корни в российской культуре. В том числе — в этнической мусульманской культуре.

«Невозможно представить башкирскую и татарскую культуру без видных деятелей просвещения, политики, экономики, государственных деятелей. Таких как Мажит Гафури и Мифтахетдин Акмулла, Шаехзада Бабич и Заки Валиди, депутаты Сыртлановы или купцы Рамеевы — все они начинали с медресе. Культурный код народов нашего региона — это ислам. Поэтому обращаясь к истокам стоит помнить о том, что лежит в фундаменте — исламской культуре. В том числе это относится и к этике взаимоотношений в обществе: взаимоуважении и приоритете договорных отношений», — отмечает Алмаз хазрат Валеев.

Действительно, в Уфимской губернии по данным 1912-1913 годов действовало более полутора тысяч мектебов и медресе. Из них более восьмисот содержались на средства меценатов, а шесть сотен были на обеспечении сельской общины. На фоне всеобщей грамотности заключение договоров было довольно распространенной практикой.

Еще один фактор влиял на широкое распространение договоров — принцип вотчинного права, который предполагал равенство всех сторон процесса.

«Полсотни башкирских кланов жили на территории Урало-Поволжья и основным инструментом общения выступал договор. Об этом писал в шежере рода Иракты Мухаммад Али Чукури.  Причем общение шло как равного с равным и не было никакого авторитета, который был на стороне одного из участников переговора. Что полностью коррелирует с современными принципами медиации», — отмечает пресс-секретарь ДУМ РБ Газиз Юсупов.

Для переговоров в башкирской культуре характерны те же принципы, что и для современной медиации: добровольность, равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора. Изначальное равенство в правах всех со всеми предполагает и конфиденциальность: в публичную сферу выносится только результат переговоров, а нюансы процесса остаются для широкой публики закрытыми.

В последнее время жители республики обращаются за медиативной поддержкой к имамам Духовного управления мусульман РБ. Два года назад начала действовать первая комната медиации при соборной мечети города Ишимбая под руководством Радик-хазрата Мирасова, а сейчас на профессионального медиатора обучаются три десятка имамов ДУМ РБ.

Читать дальше
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хадис дня

ообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если встретишь мусульманина, то поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)»

— аль-Бухари
Advertisement

В тренде