ВЫБОРЫ 2018
Имам Айнур Биргалин про ДУМ РБ: «Мусульмане все время ждут, что кто-то со стороны придет и сделает все за них»
28-летний имам, дважды чемпион по грэпплингу и член Ассоциации предпринимателей-мусульман РБ в прошлом году меньше чем за месяц построил мечеть в поселке 8 Марта. Сейчас Айнур планирует строительство второй мечети, медресе и фитнес-клуба для мусульман. О существующих в ДУМ РБ проблемах, избрании нового председателя и жизни мусульман в Башкортостане
Опубликовано
6 лет назадв
By
adminПро Аль-Азхар и Египет
– Айнур, расскажите для начала немного о себе.
– Я родился в деревне Батталово Учалинского района. Учился в поселке Уральск, а лицей окончил в Белорецке. Позже поступил в Российский исламский университет. Стало немного скучновато, и спустя год уехал учиться в Египет в университет Аль-Азхар. На третьем курсе там началась революция, и я вернулся в Уфу.
– Сколько студентов из республики учились с вами?
– Наших ребят было около 68, когда я учился. У нас была «башкирская» квартира, в которой мы жили ввосьмером.
– Насколько я знаю, в Университете Аль-Азхар вы были одним из лучших студентов.
– Показатели были высокие, но мы все хорошо учились. Не могу сказать, что был лучшим. У нас ведь у всех цель была – учеба. За первый год окончил три курса экстерном. Хотя там один только языковой курс длится как минимум 1,5–2 года.
Потом началась революция, нам экстренно вызвали самолет, и я вернулся. В Башкортостане начались житейские вопросы: женился, ребенок родился.
– События в Египте произошли внезапно или это все витало в воздухе?
– Причиной стал режим, который держался в стране три десятилетия.
– Фактически это была военная диктатура.
– Никто об этом открыто не говорил, все боялись. Революция началась стихийно и резко. Вначале все было тихо, магазины и учреждения работали. А потом заходишь в магазин, а продуктов нет. Смотришь – все люди разбежались. Начались грабежи, беспорядки. Это было неожиданно. Я приехал в Египет учиться, поэтому не вникал во все политические моменты.
– А условия учебы в Аль-Азхар хорошие?
– Плохие. Аль-Азхар стал брендом, и люди ожидают, что это роскошный университет. А если сравнить, то это как уфимские заброшенные здания под снос.
Старые исписанные парты, везде пыль. Мы приходили и салфетками протирали парты. Даже окон нет.
В Аль-Азхар хорошие учителя и методики преподавания, но подход к учебе совсем другой. Учится, не учится студент, смог он сдать экзамен или нет – никому нет дела. Ценности студентов как таковой нет.
Про исламское образование в России
– Как вы считаете, возможно ли вывести исламское образование на должный уровень в России?
– Не можно, а нужно. Важно понимать, что студент, который учится в арабской стране, получает арабский ислам. В каждой стране ислам подточен под мировоззрение местного населения. У нас тут свои социальные проблемы, а у них – совершенно другие.
Саудовские и египетские студенты очень отличаются друг от друга. Аль-Азхаровские, например, более миролюбивые. Египет вообще такая страна: сидит суфий, рядом с ним – салафит. И нет никаких проблем, все ладят. В Саудовской Аравии все по-другому: всех, кто не согласен с их официальным духовенством, они называют заблудшими душами.
– То есть нам нужны свои университеты.
– Их нужно быстрее создавать. Сейчас говорят, что будут строить исламскую академию. Не нужно ее строить!
Вы же сами видите, как у нас стройки идут. Мечеть «Рамадан» 15 лет уже строят. Мечеть на Салавата Юлаева сколько стоит недостроенная? 10-12 лет? Исламскую академию тоже к 3000 году построят, наверное.
Будущему муфтию просто нужно прийти к главе республики, Иреку Ишмухаметовичу и попросить любое уфимское пустующее здание. Сколько их у нас стоит без дела. Найдем хороших преподавателей, создадим благотворительный фонд, привлечем меценатов.
Нашей молодежи тогда не придется ехать учиться в Турцию или Египет. И преподаватели у нас будут свои, подточенные под наш национальный менталитет. Они не будут вводить инакомыслие, и не будет у нас больше всяких споров и распрей.
Думаю, на реализацию этого проекта уйдет не более пяти лет. Это один срок муфтия. Можно все успеть и сделать без проблем. Можно ведь начать с колледжа или организовать вечерние уроки, а там и университет будет.
Про суфиев и салафитов
– А в нашей республике насколько острое противостояние между суфиями и салафитами?
– У нас это все в зачаточной форме и менее обостренно. Салафитский блок ярче выражен, а суфийский блок пока только-только поднимается. Все искренни в своих убеждениях и горят душой за свои взгляды. Такие известные личности, как Зайнулла Расулев и Мифтахетдин Акмулла, – яркие представители суфизма, а Ризаитдин Фахретдин, так сказать, салафит своего времени. И все они – наша история. Ведь нельзя сказать, что один был прав, а второй заблуждался. Просто каждый по-своему видит мир.
– Главное – любить этот мир и Аллаха, правильно?
– Да. Я вообще не вижу смысла спорить и бодаться, когда деревни гибнут от алкоголизма, суицидов и наркомании. Башкортостан лидирует по количеству самоубийств. Надо людей спасать. Поднимать производства, сельское хозяйство.
Какая разница – суфизм или салафия? Это лишь как специи в салате: надо блюдо само приготовить вначале, а потом уже приправлять.
Основная задача мусульман, независимо от его убеждений, – быть полезным. Поэтому нет смысла ругаться между собой.
– Вот вы рассказываете про спивающиеся и умирающие деревни. Сейчас все спорят по поводу пенсионной реформы. С одной стороны, пенсионный фонд действительно необходимо как-то пополнять. С другой стороны, в деревнях деньги есть только у пенсионеров и учителей. Если пенсионный возраст повысят, что ожидает наше село?
– Сложный это вопрос. Большинство людей ведь не доживают до пенсии. В 2013 году средняя продолжительность жизни у мужчин – 63 года. В нашей деревне сорок с лишним мужчин даже до 50 лет не дожили. Я бы хотел, чтобы пенсионный возраст оставался на прежнем уровне. Чтобы люди не волновались за свою старость. Стране нужно спокойствие.
Про мусульман-бизнесменов
– Вы представитель Ассоциации предпринимателей-мусульман России в Башкортостане. Расскажите, для чего она была создана.
– Это объединение предпринимателей-мусульман, в котором учитывается специфика их деятельности. Это совершенно другое отношение к бизнесу. В исламе есть прямой запрет на рибу, ростовщичество. Например, мусульманин покупает машину в рассрочку, которая стоит 600 тысяч рублей. Финансовый дом перепродает ее за 700 тысяч. Если сравнивать с процентными ставками банков, это дороже. Но в банке у тебя живой долг, и деньги даются «в рост».
Еще в Ассоциации сильные партнерство и доверие. Мы учитываем форс-мажорные ситуации. Сейчас ведь как: взял денег в долг, не смог вернуть – у тебя забрали машину. У нас такого нет. Если дела идут хорошо, то ты будешь зарабатывать и сможешь вернуть деньги. А если что-то произойдет и ты «прогорел», то пострадают и должник, и кредитор. Ты зависишь от Аллаха. Это все жизнь, судьба.
– В Ассоциации оформляются исламские банковские карты. Что это такое?
– Деньги, которые лежат на обычных счетах, крутятся в постоянном обороте. Кто-то берет кредит из общего котла, а потом возвращает. А в исламе деньги не должны участвовать во всех этих процессах. У мусульманина есть отдельный закрытый счет, на котором деньги просто хранятся. Никаких процентов ты не получаешь, и деньги не уходят ни в какие сторонние фонды.
– Может ли исламский банкинг прижиться в России? Наверняка ведь есть противостояние со стороны Центробанка и крупного бизнеса? Это же ломает кредитную ростовщическую систему.
– Да, исламский банкинг идет наперерез банковской системе. Сегодня, на мой взгляд, это невозможно.
– Удается совмещать бизнес и духовную деятельность?
– Меня как-то спросили, кем я себя считаю: бизнесменом, общественным деятелем, спортсменом или имамом. Прежде всего я считаю себя имамом, духовным лидером в своей мечети. Я и начал с духовной деятельности. Она сперва никак не освещалась. Некоторые вещи я даже скрытно делал из принципа «тише едешь, дальше будешь».
– Вы действующий спортсмен. Единоборство не противоречит исламу? Это ведь агрессивный вид спорта.
– Сейчас я занимаюсь джиу-джитсу и грэпплингом. Раньше занимался ударными техниками. Думаю, что нужно заниматься этим только для самообороны, для жизни.
А участие в соревнованиях, где люди избивают друг друга, считаю дикостью. Эти шоу стали модными и популярными, но ведь там человек уничтожает человека. И идти намеренно, чтобы получить травму, ради какой-то медальки?
Я уже говорил, что самое ценное, что у меня есть – это моя голова и мои мозги. А рисковать этим не хочу. Мохаммед Али был раньше таким остроумным человеком, как складно изъяснялся. И что с ним стало. Стоило ли оно того? Думаю, нет.
Про ДУМ РБ
– Как вы оцениваете работу ДУМ РБ сегодня?
– По словам многих имамов, в свое время Духовное управление было эффективным. Но сейчас оно как корпорация, которая, возможно, не сумела вовремя перестроиться, осмыслить все изменения и не переиначила свой подход. Поэтому сегодня мы наблюдаем такую ситуацию. В штате ДУМ РБ сейчас 11 человек, тогда как в духовных управлениях других регионов больше ста человек в структуре.
Посмотрите на Чувашскую Республику или Марий Эл: это ведь не мусульманские субъекты России, но их Духовное управление гораздо больше участвует в жизни мусульман. Скорее всего, это из-за финансового кризиса, ведь, чтобы создать такой штат, необходимы большие средства. А само ДУМ видит свою цель в управлении мечетями и имамами.
– Не духовные лидеры, а менеджеры имамов. Так получается?
– Ну, у них такое видение. Вот в мечеть «Рамадан» приходят до 1 000 человек. Один, да даже пять имамов никак не смогут со всеми справиться. Как они успеют со всеми общаться?
– А в чем вы видите главные задачи Духовного управления в нашей республике?
– Создать инфраструктуру для мусульман, выстроить командную и дружную работу всех имамов республики. Открыть новые возможности, объединить, руководить социальными проектами и бороться с экстремизмом.
– Как можно бороться с экстремизмом, на ваш взгляд?
– Борьба с экстремизмом должна вестись в умах людей. А у нас начали проводить концерты «Ислам против экстремизма». Как они себе это представляют?
Пришел экстремист, прослушал концерт и подумал: «Аааа, ну все, не буду-ка я больше заниматься экстремизмом, буду на концерты ходить»? Это же не работает.
Человек становится экстремистом из-за неправильных убеждений и асоциальных мыслей. Это никак не лечится путем прослушивания музыки. В головах людей надо упорядочить мысли, привить любовь к жизни и родине. Как родители стараются направить энергию ребенка в мирное деятельное русло, чтобы он не хулиганил и не занимался ерундой.
Когда человек занят правильными вещами, видит результат своего труда, понимает, что приносит благо, никаких дурных мыслей у него не может быть. Я вообще считаю, что экстремист – это душевнобольной человек, который не смог найти свое место в обществе.
– Будете баллотироваться на пост председателя в ДУМ РБ?
– Я официально нигде не выдвигал свою кандидатуру. Люди со стороны говорят: «Давай, попробуй». Я вижу поддержку среди имамов и населения. На данный момент предлагаю решения, которые позволили бы сделать работу ДУМ РБ более эффективной. Моя основная цель – приносить пользу умме.
– Что, по вашему мнению, позволит ДУМ РБ быть эффективным?
– Нужно работать. В духовенстве и в умме есть как идеологические, так и бытовые проблемы. Раньше они были менее заметны, так как активно не обсуждались в СМИ. Это ведь как с ДТП: их и раньше было немало, но сейчас в СМИ часто показывают различного рода происшествия.
Проблемы нужно просто решить. Это как в бизнесе: чего-то не хватает – нужно организовать, что-то не работает – нужно сделать. В настоящее время необходимо всем неравнодушным имамам начать совместную работу, быть инициативными, а не просто взваливать все на руководство.
– Как вообще оцениваете свои шансы стать председателем ДУМ РБ?
– Насчет шансов вы, конечно, торопитесь. Я же не говорю, что буду выдвигать свою кандидатуру. Но в любом случае я не хочу сидеть без дела. Даже если у меня не получится, что вполне вероятно, все равно продолжу все запланированные дела. Вне зависимости от того, кто будет муфтием. Если муфтий будет хороший и открытый, то хвала Господу, буду помогать чем смогу. Если это будет человек, который не будет меня понимать, буду подстраиваться и пытаться найти общий язык. Я ведь в первую очередь за интересы республики и ее мусульман.
Мусульмане все время ждут, что кто-то со стороны придет и сделает все за них. Это менталитет у нас такой, наверное.
Сегодня многие говорят, что ДУМ РБ ничего не делает. Просто их работа не сразу видна. Да суть и не в этом. Даже если ДУМ не будет ничего делать, это же не означает, что человек должен сидеть и ждать. Ты должен сам все, что можешь, делать. Что тебе мешает? Иди работай. Каждый в первую очередь должен работать и приносить пользу людям.
– Чем лично вам могло бы помочь получение этой должности?
– Повторюсь, я не высказывал свои намерения выдвигать кандидатуру. Должность муфтия – это прежде всего средство, возможность делать благие дела. Большинство видит кресло как самоцель и хочет просто добраться до него. Это ведь любовь к мирскому, каким-то солидным статусам. Само по себе кресло не откроет третьего глаза человеку и не подарит дополнительных способностей. Каким человек был до вступления в должность, таким он и останется. А кого-то, возможно, новое положение и испортит.
Если человек и раньше проявил себя, он сядет в кресло муфтия и расширит свое влияния. Раньше он мог в своей мечети только проповедовать, а сейчас может нести свои идеи на всю республику. А если человек и раньше не мог реализовать никаких проектов и ничего не сделал, то и должность ему не поможет. Такой муфтий только усугубит ситуацию, которая в ДУМ РБ уже сложилась.
– Вы, будучи имамом, активно пользуетесь социальными сетями. Это помогает вам?
– Для духовного лидера очень важно быть открытым. Ко мне, как к имаму мечети, люди сами приходят и спрашивают, чем они могут помочь. Я рассказываю им, что можно сделать для мечети, и они сами все делают.
Меня спрашивают часто, как мы смогли построить всего за один месяц мечеть в поселке 8 Марта. В конце апреля мы решили, что поселку нужна мечеть. Я в соцсети «Вконтакте» и Instagram объявил о сборе денег. За первые четыре часа собрали 70-80 тысяч рублей. За 3,5 недели с нуля построили мечеть площадью 100 кв. м. Все удивлялись, никто поначалу не верил, что это возможно. Сейчас мечеть битком набита, приходят 120-130 человек, даже обувь негде поставить.
– Вы хотите построить вторую мечеть?
– Да, хочу рядом построить мечеть побольше. В планах еще медресе, мусульманский фитнес-клуб, где женщины и мужчины могли бы заниматься в отдельных блоках, мусульманский центр с полной инфраструктурой. У нас совершенно нет такой инфраструктуры для мусульман.
– Фитнес-клуб хотите открыть в поселке или в Уфе?
– В поселке, так как тут у меня есть земля и возможности для этого. В Уфе с этим все сложнее, но для муфтия республики это проблемы не составит.
– Вам всего 28 лет. Как думаете, возраст может стать проблемой для выдвижения кандидатуры на должность муфтия?
– Возраст однозначно многих отпугивает. У нас стереотип такой «молодой – значит, несерьезный». Даже Коран говорит, что Мухаммад получил Откровение и стал Пророком, когда ему исполнилось 40 лет. Когда он стал зрелым умом и телом.
Но я смотрю на своих ровесников, которым и 30 еще нет: приходят домой, валятся на диван и ничего им больше не нужно. К 30 годам многие мужчины «спекаются», а у меня все наоборот.
Я даже в обеденное время иду тренироваться. На соревнованиях забираю первые и вторые места у молодых 18-летних парней. Думаю, молодость в этом деле – плюс.
– Каким должен быть муфтий?
– Муфтий – это прежде всего знающий, мудрый и образованный человек с широким кругозором. Обязательна харизма. Какой толк от человека, который будет сидеть в кресле и бубнить? Он ведь должен вести за собой и объединять людей.
– А какие критерии для кандидатов вообще в ДУМ РБ?
– Слышал такое мнение, что для муфтия главное, чтобы он религиозных ошибок не допускал. Это же неправильно. Говорят про необходимость знания башкирского языка. Так мы в Башкортостане живем, тут большинство его знает. Разве это критерий? Муфтий должен идеально знать и русский, и башкирский по умолчанию. Человек ведь должен прийти и уровень показать, а не сидеть как картинка.
Хадис дня
Мусульманин одевает в платье и пребывает под защитой Аллаха, пока на том остается хоть ниточка от этого платья. Если мусульманин одевает в платье другого мусульманина, которому нечего надеть, то Аллах оденет его в зеленые одеяния Рая. Если мусульманин кормит другого мусульманина, которому нечего есть, то Всевышний Аллах накормит его плодами из Рая. Если мусульманин напоит другого мусульманина, страдающего от жажды, то Всевышний Аллах напоит его вином из запечатанных бутылей».