Connect with us

Ислам

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: нашей первейшей заботой является сохранение мира и стабильности в своем Отечестве

Опубликовано

в

 

Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на научно-практической конференции «История Ислама в России: осмысление со взглядом в будущее»

 

 

 

 

Уважаемый Сергей Михайлович!

Уважаемые участники Конференции!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично приветствую Вас братскими пожеланиями мира, милость Всевышнего Аллаха и Его благословения!

Мы искренне благодарим Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и лично ее председателя Вячеслава Викторовича Володина, наших партнеров и соорганизаторов в лице фракции политической партии «Справедливая Россия» и ее лидера Сергея Михайловича Миронова, государственные, научные и общественные институции, наших братьев и коллег по межрелигиозному диалогу, почтивших своим участием конференцию, посвященную прошлому, настоящему и будущему российского мусульманства.

«(…)В будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы», — так писал в 1881 году в Бахчисарае великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский в программном труде, посвященном перспективам интеграции мусульманского населения в российское культурное и политическое пространства. Век с лишним спустя – в 2003 г. Президент России Владимир Путин, выступая в Организации исламская конференция, заявил о том, что Россия является частью мусульманского мира, т.е. она, в определенном смысле, и мусульманская страна.

Действительно, говоря об обозримом будущем Евразии, многие эксперты – социологи, политологи, экономисты утверждают, что значение мусульманского фактора неизбежно будет расти в силу демографических, экономических и иных причин. По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30 процентов населения России будут составлять мусульмане. На протяжении более 30 лет возглавляя праздничные богослужения в Московской Соборной мечети, могу подтвердить, что такие прогнозы в целом подтверждаются практикой. К примеру, в 2018 г. в столичном регионе в день Курбан-байрам на молитву пришло более 320 тысяч мусульман и эти рекорды каждый год обновляются.

Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация, не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама – они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой – на 10 миллионов населения Объединенных Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.

В условиях этих тектонических сдвигов, можно ли рассчитывать на то, что общества придут в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государств, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе?

Но нашей первейшей заботой является сохранение мира и стабильности в своем Отечестве, на родной земле. Наша задача – чтобы ни в коем случае многообразие России не становилось почвой для соперничества, а было основой устойчивости и процветания нашей страны. Вы знаете, политической прозорливости и стратегическому мышлению нашего национального лидера Владимира Путина можно только удивляться, когда он добился включения России в статусе наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества, когда дал старт масштабной перезагрузке системы отечественного исламского образования и принял политическое решение о том, что реконструированной и обновленной Соборной мечети в Москве – быть, а также поддержал идею основания Болгарской исламской академии. Одна из чувствительнейших проблем – неправомерные, на наш взгляд, запреты исламской литературы, была во многом снята благодаря инициированному Владимиром Владимировичем закону о неподсудности священных писаний. Отмечу и роль наших народных избранников и в целом Государственной Думы, оперативно принявшей этот закон с осознанием всей важности вопроса.

И тем не менее, относительно объемов и характера стоящих перед нами задач, мы катастрофически отстаем. В том числе из-за тех лиц в структурах власти, которые думают, что если замести проблемы под ковер, создать благостную картинку при помощи постановочных мероприятий, фактически подставных «религиозных лидеров» (в кавычках), ситуация сбалансируется сама собой.

Мы много лет говорим о стратегических целях по развитию российского мусульманства – это выведение отечественной системы мусульманского образования на лидирующие во всем мусульманском мире позиции, просвещение, образование мусульманской молодежи на базе традиционных ценностей, подготовка кадров, воссоздание отечественной школы мусульманского богословия, интеграция наших новых соотечественников – первое и последующие поколения мигрантов в российский социум. Это требует создания не бутафорных, а реально действующих мусульманских институтов, создания и поддержания инфраструктуры, научного, культурного, образовательного процесса и требует, прежде всего, содержательного диалога и взаимодействия мусульманских духовных центров и власти. Говоря словами главы государства, стратегические цели давно определены, но запаса времени на раскачку просто нет.

Нам критически необходимы десятки новых мечетей с соответствующей культурной и просветительской инфраструктурой в крупнейших городах России, обеспечение минимального социального пакета духовенству, особенно молодому, укрепление научно-образовательных и богословских центров, расположенных не на окраинах, а в столицах, поблизости от крупнейших центров академической науки, пакет мер по включению мусульманского наследия в общий культурный процесс страны.

К сожалению, сегодня значительная часть творческой созидательной энергии мусульманской общественности уходит на то, чтобы реагировать на искусственно создаваемые проблемы и препоны. Такие кричащие, вопиющие случаи как требование демонтажа уже достроенной мечети в Калининграде, изгнание из центра города существующей там более 10 лет общины и изъятие ее земли в Екатеринбурге, полицейские облавы на общины и молельные дома, которые никогда не давали повода заподозрить себя в неправомерной деятельности, манипуляции по раздроблению, расколу существующих духовных центров – повторяясь из года в год в разных точках страны они из единичных эксцессов переходят в новое качество – в системные проблемы, подтачивающие изнутри российское общество, питающие в мусульманской молодежи чувства ущемленности и отверженности.

Член Государственной Думы Российской империи второго и третьего созывов, блестящий юрист и правовед, политик Садри Максуди еще в начале ХХ века утверждал, что «для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться в равнодействующей силе интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало». Он подчеркивал, что нерешенность национального вопроса может стать спусковым крючком к серьезнейшим общественно-политическим потрясениям.

В наши дни нежелание глубоко и осмысленно заниматься мусульманским вопросом компенсируется искусственным сдерживанием развития ислама. Однако такой подход эффективен только на короткой дистанции, тогда как на долгосрочную перспективу он значительно усугубляет и запутывает дело, создает системные уязвимые места в социально-политической ткани государства.

В условиях, когда все мы с вами понимаем, что совершенно очевидной целью западных неолиберальных элит является навязывание всеми доступными способами своей гегемонии евразийским государствам, исламскому миру, латинской Америке, для нас исключительно важно сохранять внутреннюю монолитность и сплоченность. Развитие межрелигиозного диалога и сотрудничества, укрепление гражданского единства и обеспечение гармоничных межнациональных отношений – важнейшие цели на этом пути.

Священный Коран гласит: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».

Хвала Всевышнему, существуют и вдохновляющие примеры. Один из них был явлен недавним первым в истории визитом папы Римского Франциска на Аравийский полуостров, в ходе которого между ним и верховным имамом университета аль-Азхар Ахмадом ат-Тайебом был подписан особый документ. В нем духовные лидеры обращаются к предложенному социологами понятию «полного гражданства» и идут еще дальше, призывая общества отказаться от самого понятия «религиозного меньшинства», не умалять значимость религиозных чувств и вытекающих из них гражданских прав какой бы то ни было религиозной группы. Такой подход исключает опасность самоизоляции, сегрегации, сепаратистских настроений и создает среду равных прав и возможностей, в которой культурное разнообразие становится ресурсом развития и процветания.

Мы собрались по случаю выхода комплексного научного труда, первого в своем роде, по истории ислама в России, заключающей в себе огромные пласты как прекрасных, так и трагических событий прошлого. Сегодня тоже в определенном смысле исторический день – едва ли в истории Государственной Думы в ее стенах собиралось такое количество мусульманской интеллигенции и духовенства. В этот памятный день считаю важным озвучить инициативу по широкому празднованию на государственном уровне 1100-летия принятия ислама в качестве государственной религии государством Волжская Булгария в 922 г. и таким образом отдать дань уважения традициям мусульманско-христианского, славянско-тюркского союзничества на российской земле.

Благодарю за внимание и молитвенно желаю всем Вам успехов, мира и благополучия!

4 марта 2019 г., Москва, Государственная Дума

 

Источник

Ислам

Делегация Духовного управления мусульман Республики Башкортостан посетила с рабочим визитом Татарстан

Опубликовано

в

By

Начало трудовой недели в духовном управлении ознаменовалось рабочей поездкой в братскую Республику Татарстан. В делегацию вошли заместитель муфтия Айнур-хазрат Биргалин, первый заместитель председателя ДУМ РБ Аюп-хазрат Бибарсов и имам мечети «Рамадан» Фидан-хазрат Газизов.

Одними из основных целей поездки явилось: ознакомление с опытом работы Духовного управления мусульман Республики Татарстан, как одним из передовых муфтиятов; посещение религиозных образовательных учреждений; налаживание контактов с целью дальнейшего сотрудничества по социальным проектам и иным значимым и необходимым проектам.

Хазраты посетили не только Управление ДУМ РТ, побывали в благотворительном фонде Ярдэм. Это знаменитое место города, где люди с ограниченными возможностями могут познакомиться с основами нашей прекрасной религии. Титанический труд, душевное отношение и трудолюбие самих обитателей этого места создают прекрасную атмосферу доброты и взаимопонимания, столь важную каждому человеку.

Отдельным пунктом поездки хотелось бы отметить знакомство с системой религиозного образования республики. На территории Татарстана, как и у нас в Башкирии, реализуется федеральный Проект подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Башкирская делегация посетила медресе «Мухаммадия» и 1000-летие принятие ислама, Казанский исламский институт и центр подготовки Коран хафизов при нем. Оснащение учебных заведений, обеспечение литературой, укомплектование квалифицированными кадрами − вся эта работа контролируется духовным управлением (отдел образования), что показывает налаженный диалог между руководством образовательных учреждений и муфтиятом. Это то, к чему ДУМ РБ будет стремиться в дальнейшем.

Хочется выделить рабочую и неформальную встречу с муфтием, нашим братом, председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль хазратом Самигуллиным. Были затронуты темы о смене курса работы духовных управлений, новых витках сотрудничества с государственными структурами, по профилактике религиозного экстремизма, об опыте работы других регионов для развития уммы регионов, решение социальных вопросов для верующих.

В целом поездка прошла плодотворно. Были намечены планы о дальнейшем сотрудничестве, перенят опыт в социальной сфере, а также возможности сотрудничества в сфере системы религиозного образования.

Читать дальше

Ислам

Делегация ДУМ РБ посетила Нефтекамск

Опубликовано

в

By

20 марта делегация ДУМ РБ в составе муфтия Нурмухамет-хазрата и его заместителя Аюба Бибарсова посетила Нефтекамск. В ходе рабочей поездки гости из Уфы встретились с и.о. главы администрации г. Нефтекамск, посетили строящуюся соборную мечеть, провели встречу с прихожанами. В целом, рабочая поездка была очень полезной и плодотворной

.

Читать дальше

Ислам

Что такое Сунна? Откровение пророка Мухаммада

Опубликовано

в

By

Исламские ученые (хадисоведы) дали термину «Сунна» такое определение – это все, связанное с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: его изречения, поступки, молчаливые одобрения, личностные качества, внешность, биография. Причем, не имеет значения, касается ли информация о жизни Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, периода до или после начала пророчества.

Итак, это было определение. Теперь давайте его разберем

Изречения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, включают в себя то, что он говорил в разных ситуациях, по разным причинам. Например, он сказал:

«Поистине, поступки оцениваются по намерениям, и каждый человек получит то, что намеревался получить».

Поступки – все, что делал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, о чем нам известно от его сподвижников. Например, с их слов мы знаем, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал омовение, молился, совершал Хадж (паломничество)…

Молчаливое одобрение – когда пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, узнав о каком-либо поступке, не высказал своего одобрения, но и не порицал его.

Здесь можно привести такой пример. Во время битвы с Бану Курайза мнение сподвижников о совершении молитвы разделилось. Дело в том, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:

«Пусть никто из вас не совершает послеобеденную молитву, пока не прибудет в Бану Курайза».

Однако сподвижники добрались до Бану Курайза только после заката. Часть из них восприняли наказ посланника Аллаха буквально, и совершили молитву только доехав до нужного места. Оставшиеся сподвижники посчитали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду поторопиться и приехать в Бану Курайза, пока время дневной молитвы еще не вышло. А поскольку они не успевали, то решили остановиться и прочитать молитву в дороге.

Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал об этом, то не порицал ни одну из групп.

Что касается личностных качеств посланника Аллаха, тут можно привести слова Айши, да будет доволен ею Аллах:

«Посланник Аллаха не был грубым и не стремился разговаривать грубо… Он не ходил по рынкам, крикливо разговаривая с его посетителями… Он не отвечал злом на то зло, которое наносилось ему лично, но прощал и проявлял снисходительность» (приводит ат-Тирмизи).

Опсание внешности пророка Мухаммада можно найти, к примеру, в предании от Анаса, да будет доволен им Аллах:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был слишком высоким или низким. Не был чересчур светлым или смуглым. Его волосы не были сильно кудрявыми или прямыми» (приводит аль-Бухари).

Связь между Сунной и Откровением

Сунна – это откровение Господа своему посланнику. Господь говорит в Коране:

«…Он ниспослал вам Писание и Мудрость…» (Коран 2:231)

Под мудростью здесь имеется в виду Сунна. Исламский ученый и правовед аль-Шафии сказал: «Господь упоминает Писание т. е. Коран. Люди, которых я считаю знатоками Корана, сказали, что Мудрость, о которой говорится в аяте – это Сунна посланника Аллаха».

Господь говорит:

«Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и Мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).

Из упомянутых выше аятов видно, что Господь ниспослал Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и Коран, и Сунну, затем повелел донести до людей и то, и другое. В хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы также можем найти указания на то, что Сунна является Откровением от Аллаха.

От Макхуля передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был ниспослан Коран и схожее с ним количество Мудрости».

От аль-Микдама ибн Мадикариба приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Мне был дарован Коран, а вместе с ним – то, что схоже с ним».

Хасан ибн Атыйя говорил, что ангел Джибриль приносил Сунну пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) так же, как он приносил ему Коран.

Таким образом, мнение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было лишь его личным рассуждением или собственной точкой зрения, а являлось Откровением, пришедшим ему от Аллаха. С этой стороны Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отличался от остальных людей. Откровение поддерживало пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был прав. Господь подтверждал это. Если же ошибался, Господь направлял его по верному пути.

Именно по этой причине произнося проповедь, Халиф Умар сказал: «О люди! Мнение пророка было верным только потому, что его направлял Всевышний. Наше же мнение – это всего лишь мысли и догадки».

Откровения, ниспосылавшиеся пророку Мухаммаду, можно разделить на два вида:

A. Информативное.

Господь сообщал ему что-либо через откровение, как об этом сказано в аяте:

«Не было, чтобы Аллах говорил с человеком иначе, как в откровении, или позади завесы или послал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал. Поистине, Он — Высокий, Мудрый!» (Коран 42:51)

По словам Айши аль-Харис б. Хишам поинтересовался, как к пророку приходят откровения. На что посланник Аллаха ответил:

«Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит».

Аиша сказала:

«Я видела, как откровение нисходило к нему в очень холодный день, и когда оно покидало его, его лоб был покрыт потом» (аль-Бухари).

Порой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивали о чем-либо, но он не отвечал, пока ему не нисходило откровение. Так случилось, когда язычники Мекки задали ему вопрос о душе, и Мухаммад, помолчав некоторое время, сказал (когда пришло откровение):

«Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного» (Коран 17:85)

Так же было и с вопросом о разделении наследства, и Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, низошел аят:

«Завещает вам Аллах относительно ваших детей…» (Коран 4:11)

B. Утвердительное откровение.

Если решение, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял самостоятельно, было верным, ему приходило откровение, подтверждающее это. Если решение было ошибочным, откровение поправляло его – совсем как информативное откровение. Разница лишь в том, что утвердительное откровение приходило после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам сделал первый шаг.

Таким образом, посланник Аллаха был застрахован от ошибок. Господь не позволил бы ему оступиться и сообщить людям ложную весть. А как же иначе, ведь тогда бы пропал весь смысл в существовании посланников. Они же на то и были, чтобы избавить людей от противоречивых мыслей о Всевышнем. Ошибка одного посланника могла означать заблуждение целых народов!

Сподвижники пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, прекрасно понимали, что его молчаливое одобрение – это одобрение Господа, потому что если бы они поступили против закона ислама (при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует), откровение бы дало это знать.

Джабир сказал: «Мы практиковали прерванный половой акт во времена, когда посланник Аллаха был жив». Суфьян, один из передатчиков этого хадиса, прокомментировал так: «Это сказано потому, что если бы в этом было что-либо порицаемое, Коран бы запретил это».

Читать дальше
Advertisement

В тренде