Ислам
Мусульманин. Россиянин. Гражданин.
Выступление муфтия Башкортостана Айнур-хазрата Биргалина на гражданском форуме » (2-3 сентября, г. Белорецк).
Ассаламу Алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, дорогие братья и сестры, уважаемые гости и участники нынешнего форума.
“Альхамдулиллях!” Этим словом начинается утро каждого правоверного. Воистину мы благодарим Всевышнего за всё, что он нам ниспосылает. За то, что укрепил нас в вере, за пропитание, за благополучие наших семей, землю и мир над нашими головами. Благодарим Всевышнего за сильную страну где мы ощущаем себя в безопасности и имеем все возможности для развития и самореализации.
Чтобы понять значение слова “Альхамдулиллях” — “Благодарение Всевышнему” достаточно взглянуть где мы были недавно и где мы находимся сейчас.
Агайлар, многие из вас, наших аксакалов, могут сравнить нынешнее наше положение с прежними временами. Сегодня уже только в воспоминаниях остались гонения на верующих и уничтоженные мечети, погибшие в ссылках имамы.
В современной России, после долгого периода атеизма мы видим как один за другим возводятся храмы Всевышнего: церкви, синагоги, мечети и медресе. Подрастает молодая смена священнослужителей, воспитанных в наших российских духовных учебных заведениях.
Достаточно вспомнить, что в 1991 году в Башкортостане было всего лишь около 10 мечетей. Сегодня у нас в республике их число перевалило за 1300. Раньше получить высшее духовное образование можно было лишь за рубежом. Теперь и в Уфе имеется исламский университет, а двери десятка медресе открыты для всех, кто хочет получить исламские знания.
Если раньше церкви, мечети, синагоги сносили, то сегодня наоборот: выделяют безвозмездно земельные участки без торгов и с освобождением от налогов. Сейчас статус священнослужителя, имама, предполагает вес в обществе и уважение властей.
И это позиция государства, открытого чаяниям общества. Сохраняя свою светскую основу власть понимает необходимость общественного согласия, сохранения традиционных ценностей.
Построен эффективный диалог с общественными религиозными организациями находятся возможности для совместной деятельности во благо нашего общества, наших прихожан и наших граждан.
Нынешний форум — яркое тому подтверждение. Вчера — в первый день форума — мы смогли и обсудить насущные вопросы, провести тренинги и лекции, определить свою позицию по ключевым вопросам современной повестки дня. Мы смогли наградить тех, кого считаем достойными наград — это наши братья-волонтеры и врачи, боровшиеся с КОВИД.
У такого общения есть и очень положительная сторона. Этот конструктивный диалог не оставляет лазеек для проникновения в наше общество радикальных, деструктивных идеологий и внедрению организаций чуждых духу созидания.
Общество само вырабатывает механизмы противодействия радикализму и экстремизму — надо только открыть двери просвещения и предоставить возможность реализовать свои духовные потребности.
И здесь мысли и чаяния государственных деятелей, религиозных организаций и простых граждан России едины. Успешно в данном направлении действуют раввинаты, епархии, муфтияты. Все духовные центры на сегодняшний день направляют свой полезный потенциал на создание спокойного, гармоничного общества.
Этот конструктивный вектор нужно поддерживать всеми возможными способами потому что этот путь является единственно верным путем для созидания и плодотворного общежития.
Самое первое слово, которое ниспослал Аллах нашему любимому Пророку было: “Читай!” Это ли не определение первой нашей обязанности?
Просвещение, образовательные программы, современные методики подготовки и работы с общественным мнением — все это находится в приоритете деятельности ДУМ РБ. Для этого наш муфтият уделяет особое внимание подготовке современного грамотного имама.
Наряду с классическими богословскими курсами мы уделяем внимание подготовке лидера, способного говорить с прихожанами на одном языке, решать их насущные проблемы и использовать современные технологии. Многие уже попробовали себя в социальных сетях и оценили возможность многократно увеличить пользу, приносимую обществу.
Надо понимать, что если мы не будем этим заниматься, то в социальных сетях с нашими детьми и внуками будут беседовать “иные”. Я подчеркну это слово — ИНЫЕ. Люди, несущие деструктивный посыл, вовлекающие молодежь в различные сомнительные организации и группировки.
Если мы не будем говорить с нашим молодым прихожанином на одном с ним языке, то он уйдет к тем, кто справляется с этой задачей лучше нас, дорогие друзья. Печальные итоги такой недальновидности мы уже видели.
Видели мы и то, что только лишь запретами и ограничениями далеко не уйдешь. Поэтому государство стало делать акцент на поддержке конструктивных инициатив религиозных организаций. Уже есть прецеденты, когда мечеть выигрывает президентский грант по направлению “работа с молодежью” и поддержке спортивного движения.
Уверен, что этот позитивный диалог будет продолжен.
На очереди — образовательные программы для имамов, курсы по медиации и работе с общественным мнением, деятельностью в СМИ и социальных сетях. А в перспективе — развитие отечественной, российской школы мусульманского богословия. Мы не должны оставлять дьяволу ни малейшей возможности для происков и совращения нашей молодежи.
В этом плане нужной работой является и утверждение образа современного российского мусульманина: образованного и социально активного, стремящегося к развитию во имя Всевышнего. Благо российское правовое поле открывает все возможности для этого.
Примером духовного развития и искреннего исполнения заветов помощи соседу являются наши волонтеры. В непростые дни пандемии коронавируса они вызвались на помощь тем, кто нуждается. Они первыми спешили на помощь в тушении пожаров.
Воистину, всякое испытание ниспосылается нам только для того, чтобы мы смогли стать лучше.
Мы видим, что эти два года как нельзя сплотили наше общество, показали, что в трудную минуту на задний план уходят все неважные разногласия и мы готовы рука об руку действовать во имя благого.
Да, теперь, когда позади и пожары и страх непонятной болезни, мы уже можем говорить об истинном единстве нашего народа, не признающего расовой, национальной или конфессиональной принадлежности. Единстве, которое стоит выше политических разногласий и сиюминутных конфликтов — общероссийском гражданском самосознании.
Теперь нам предстоит “поймать” этот дух единения и использовать его не только в дни тягот и лишений. Надо продолжить это и в дни мирного труда и спокойного течения жизни.
Ближайшим испытанием на этом пути, небольшими, но очень важными шагами, являются предстоящие в сентябре выборы в органы власти разного уровня и проведение Всероссийской переписи населения.
Давайте в эти дни ответим сами себе на вопрос: можем ли мы быть также едины в развитии и созидании, как могли быть едиными в дни испытаний? Сможем ли мы прийти к пониманию того, что “один в поле не воин”? Или нас разобьют поодиночке, раздробив наше единство?
“Взаимодействуйте в благом!” — это ли не посыл для объединения?