Видео
«Мы живем в очень агрессивной среде» — интервью муфтия ДУМ РБ для ВГТРК
Опубликовано
3 года назадв
By
EditorМуфтий Башкортостана Айнур хазрат Биргалин: повышение статуса учителя, снижение негатива в медиа и активная позиция здорового человека — в этом корни решения проблем защиты наших детей
В День защиты детей Муфтий Башкортостана Айнур хазрат Биргалин ответил на вопросы в программе «Вести-Интервью». Представляем вашему вниманию ответы Айнур хазрата.
«Трагедия в казанской школе — не единичная. Никакими силовыми методами, никакой охраной этого не предотвратить. Буквально пятнадцать лет назад мы, слыша о подобных новостях из США — ужасались, а сейчас эта беда стоит на пороге нашего дома: Керчь, Казань, Якутия»
Нужно ли нам оружие в свободном доступе?
Прежде всего, во-первых, обозначу свою позицию насчет либерализации оружия: оно недопустимо. Многие говорили по горячим следам: «Надо всех научить пользоваться оружием» или «Надо охрану лучше вооружить».
Мы, исходя из благих побуждений разрешаем всем иметь оружие, чтобы защитить себя. На первых порах — это может казаться плюсом.
Но что дальше? Обидчик, преступник, злоумышленник или тот же психически ненормальный человек будут исходить из новых реалий — просто найдут оружие более убийственное, чем то, которым владеем мы с вами.
А надо признать, что не каждый из нас еще и может владеть этим оружием. В то время как преступнику будут открыты все тиры, полигоны и коммерческие стрельбища для тренировки своих смертельных навыков.
Пусть Аллаһ обережет нас от этого пути.
Психически неадекватный человек всегда будет силиться показать свое «превосходство» и будет изыскивать все пути, чтобы стать «Богом». Надо максимально исключить возможность попадания ружья в такие руки.
Как видим, это бывает сложно, но это не значит, что надо просто раздать винтовки всем гражданам нашей страны.
Учитель — это святой человек!
Во-вторых, причина, как всегда — в нас самих, в обществе. В нашем отношении к себе, детям, учителям.
Вернуть авторитет учителя во многом зависит от нас — родителей. Это вернет в школы и квалифицированных преподавателей, которые ушли оттуда из-за бесконечных отчетов и низкой зарплаты.
Скажу из собственного опыта и опыта людей с которыми общался. В других странах учитель: а) получает хорошую зарплату, б) пользуется уважением в обществе.
У нас, к сожалению, это либо люди действительно — бессеребренники, которые искренне и безнадежно любят работать с детьми, либо те, кто никуда больше устроиться не смог. Давайте признаем, что никакие причины не оправдывают низкие зарплаты учителей.
С другой стороны, падает авторитет учителя. В годы моей учебы в школе еще было крепко влияние советской педагогической школы и того отношения к учителю. Учитель всегда прав! А если дома еще отцу пожалуешься — так и от него получишь за то, что не слушал учителя.
Слово учителя было непререкаемым! Да, даст слегка подзатыльник нерадивому ученику или поставит в угол разбуянившегося хулигана.
Если были разногласия учителя и родителей, то ребенок с его неокрепшей психикой не становился третьей стороной в этом споре.
Родители представляли каким они хотят видеть ребенка, учитель знал, что надо делать и какие методики применять. Это была беседа взрослых людей — родителей — с профессионалом — учителем.
Ученический террор / учительский террор
Сейчас мы все порой становимся свидетелями, когда подросток, поняв выигрышность своей безнаказанной позиции буквально «терроризирует» своего учителя родителями. А родителей «натравливает» на учителя.
Это приводит к принижению статуса педагога. И, возможно, по этой причине нет сейчас прежнего комплексного воспитания. Нет авторитета учителя, который мог бы как старший товарищ повести ребенка.
Для нас (помните?) учитель был святым человеком. Поэтому поднять в обществе статус учителя — это наша общая первоочередная задача. Единичные случаи, когда учитель неправ не должны ни в коем случае бросать тень на всех педагогов.
Сейчас же мы видим, что каждый ребенок знает, как он может помыкать учителем. И учитель знает, что ничего не может поделать с учеником-хулиганом.
Надо нам — родителям — это иметь ввиду, когда собираемся в родительских чатах, как минимум.
Экран, который воспитывает в нас зверя
Третье, что следует иметь ввиду — это та медиасреда, в которой обитает наш ребенок. Фильмы и мультфильмы, особенно западные.
Сплошь насилие. Не понравился человек — убил. Стоит человек на пути к цели — растоптал. Персонажи второго и третьего плана совершенно не учитываются — их жизнь не стоит даже копейки.
Справедливость представляется в виде «сделать больно обидчику», если не уничтожить его физически. Добро побеждает зло — и это все в фонтанах крови.
Мы все — и дети, и мы сами — воспитываемся в очень агрессивной среде. Реакция на внешние раздражители — исключительно однотипная. Только моментальная агрессия, молниеносное насилие. И чем больше насилия — тем лучше.
Мало кто из нас — даже взрослых — чуть придержит свои эмоции, чуть призадумается, остынет. Редко кто подойдет к оппоненту и попробует заговорить.
Чему нас учит фильм, хайповый видеоролик, общение в чатах и социальных сетях? Нам говорят: «На обиды надо отвечать молниеносно и максимально жестко!»
Говорил тогда и еще раз повторю: казанская трагедия — это приговор всему нашему обществу.
К сожалению, отсутствие в сети адекватных людей (а они в большинстве находятся в реале) ведет к тому, что атмосфера в социальных сетях на порядок агрессивнее, чем в реальности. Это тема отдельного разговора.
Есть ли этому альтернатива? Да! Например, наш телеканал «Тамыр» — единственный детский телеканал в регионах — надо его усиленно поддерживать. На федеральном эфире есть несколько таких. Надо и в интернете увеличивать число таких мультфильмов.
Задача мусульманина — не дать обществу свалиться в пропасть
Задача каждого мусульманина (в первую очередь, конечно, нас, священнослужителей — имамов), заключается в том, чтобы подвести общество к порогу этих проблем и показать перед какой пропастью мы стоим.
Решения все равно примет общество само. Как договоримся – так и будет. Однозначно.
Мы — священнослужители — можем только представить варианты развития событий и показать правильный путь: советовать благое и пресекать недоброе, по мере сил и возможностей.
Если глядеть на опыт прежних веков, то заметим, что любая форма успешной общественной модели всегда опирается на такие учения как Коран, Библия, Тора. Все эти извечные ценности по-разному трансформировались в течение времени: общества поднимались, достигали расцвета, переживали пик и распадались — все общества переживали и будут переживать такие цикличные периоды.
В определенном смысле наше глобальное — общемировое — общество находится в упадке. В одном хадисе говорится о таком качестве скорого наступления Судного Дня: жертва не будет знать за что она убита, а убийца не будет знать за что он убил.
И наша задача — не только священнослужителей (хотя мы — в первую очередь) — но и всего общества в том, чтобы оградить нас самих, наших детей. Не дать нам свалиться в эту пропасть.
Хадис дня
«Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро …».