Мы в соцсетях

Ислам

Об отношении Ислама к выборам

Опубликовано

в

Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует сказал в одном из своих изречений: Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа старшим. (Хороший хадис с хорошим иснадом, который приводит Абу Дауд 2608).

Это один из примеров, когда мы видим, что наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал значение выбора, который делает мусульманин. Несколько человек отправляясь в путь предают свою волю в руки наиболее опытного и выстраивают дисциплинированный коллектив — так толпа превращается в группу единомышленников.

Примечательно, что ни в хадисе, ни в комментариях ученых, не определяются критерии того, кто должен быть старшим: молодой или старый, сильный или слабый, мусульманин или немусульманин. В хадисе четко говорится о выборах “амира”, а не “имама”. То есть руководителя (хоть и временного), а не духовного лидера.

Поэтому более важны его компетенции руководителя: важно, чтобы он мог управлять этой группой, вести ее в правильном направлении и решать все проблемы по пути.

Скажем, охотник, бывалый путешественник или пастух на туристическом маршруте, проходящем по лесной чаще, гораздо эффективнее академика или иного “теоретика”.

Это один из наиболее известных и ярких примеров отношения Ислама к выбору, совершаемому группой.

Мы видим пример приоритета целей и в Коране: нанимая Мусу (а.с.) на работу пастухом пророк Шуайб обратил внимание на такие его качества как физическая сила и честность, а не на его познания или родословную.

Шариат (Коран и хадисы) не ограничивают нас в способах выбора: доверит ли община выбор руководителя узкому кругу богословов или решит, что править должна какая-то династия монархов? А может право голоса будет иметь только тот, кто достиг какого-то имущественного ценза? Открыты все пути — важно, чтобы общество приняло этот механизм.

В том числе нет доводов об исключении всеобщих и равных выборов — как это принято в России и множестве стран современности.

Мы видим, что после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) действовали и признаны общиной несколько методов назначения правителя и его окружения. Все это работало во благо общества, поскольку еще в годы жизни Пророка сложилась юридическая практика публичных соглашений. В отношении того, что не ограничено или не предписано шариатом действует общее правило: “Как договорились — так и будет”.

Рассмотрим примеры выборов первых халифов.

Абу Бакр (р.а.), был избран решением приближённых сподвижников пророка Мухаммада (с.а.с.).

Умар Бин Аль-Хаттаб (р.а.) был оставлен Абу Бакром в качестве своего наместника и преемника.

Усман Ибн Аффан (р.а.), третий праведный халиф и зять пророка Мухаммада (с.а.с.), был избран старейшинами.

Пришедшие после них короли утвердили свою власть мечом и силой. И, поскольку, все их последующие действия были направлены на развитие исламской общины и во благо подданных-иноверцев — это получило негласное одобрение общества.

То есть мы видим, что единого механизма выборов предводителя не было и на заре ислама. Свобода действий в рамках некоего общественного договора определила долговечность и универсальность такой системы. Гораздо важнее была цель — эффективное развитие общества, приход к власти лидера, способного эффективно взаимодействовать с общественной системой и внешней средой.

В Коране мы также видим примеры тому, насколько многочисленны пути решения задач на пути к цели шариата в этом мире — обществу блага.

Равным образом мы видим в Коране примеры и тому, как мусульманин предлагает свою кандидатуру на тот или иной пост, зная, что принесет большую пользу обществу. Ярчайший пример тому — Пророк Юсуф (Иосиф).

Он, после предупреждения о засухе и освобождения из заключения, предложил фараону свою кандидатуру в казначеи и хранители зернохранилища. Юсуф не питал никаких иллюзий в отношении фараона и его окружения — они были обычными людьми и были далеки от идеала, но это не мешало ему работать во благо своей страны.

Вместе с тем, мы видим, что для того, чтобы быть избранным, надо обладать определенными компетенциями, знаниями и качествами. Потому что избравшись человек отвечает не только за себя, но и за тех, на кого имеет влияние.

Как сказал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам управляет теми, кто за ним, и будет спрошен о них; муж — глава семьи, и [он] ответственен за нее; жена ответственна за домашний очаг, за что и будет спрошена… Каждый из вас — управляющий, и будет спрошен за управляемое им».

Наша страна — Россия — живет и действует на основе свободных и всеобщих выборов. Скоро, 19 сентября 2021 года, предстоят очередные выборы. Где-то, наряду с выборами в Госдуму, пройдут местные выборы в муниципалитет, сельский совет.

И нам надо понимать, что когда в хадисе, с которого начинается статья, говорится “пусть они выберут” — подразумеваемся мы с вами, дорогие братья и сестры.

Здесь и сейчас Всевышний предоставляет нам возможность выбрать законодателей нашей страны, депутатов городского совета и главу сельсовета. Что мы скажем в один прекрасный день на вопрос “Почему ты не использовал эту возможность?”

Отговорки будут тщетны. На примере Пророка Юсуфа мы видим как мусульманин может успешно действовать и быть полезным обществу. Он преуспел сам и спас страну и своих братьев от голодной смерти.

Какие отговорки придумаем мы, граждане России, мусульмане? Руководство нашей страны четко говорит, что традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, и мы видим, что мусульмане могут исполнять свои религиозные обязанности в этой светской стране. Неужели мы сможем отказаться от своего права сделать эту страну лучше, чище, совершеннее?

Притом, что участие в благом деле с искренними намерениями иншаллах, принесет нам баракат в делах и по намерениям нашим воздаст в ином мире — об этом сказал и наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждому будет дано, то что он намеревался получить!»

Читать дальше
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хадис дня

«Война — это хитрость»

— аль–Бухари №3030, Муслим №1739
Advertisement

В тренде