Мы всей страной чтим память победителей немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вклад в победу в этом долгом, жестоком и кровопролитном противостоянии внесли все народы бывшего Советского Союза, в том числе и мусульмане.
С первых дней начала войны тысячи мусульман вызвались идти добровольцами, чтобы противостоять нацистской военщине. А в 1942 г. Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири объявило джихад германскому фашизму. «Любовь к Родине – это часть твоей веры», – так было на съезде исламского духовенства.
Несомненно, в первую очередь наши праведные предки руководствовались заветами, которые нам дает Ислам. В суре Аль-Бакара, в 194 аяте говорится: “Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас”.
А со слов нашего любимого Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) мы знаем о том, что люди, погибшие, защищая себя, родных и близких, будут приравнены к защитникам Веры и удостоены высочайшего звания шахида: «Кто будет убит, защищая свое имущество, тот шахид [заслуживает райской обители в вечности, если умер верующим]; кто будет убит, защищая себя (собственную жизнь), тот шахид; кто умрет, защищая свою веру (религию), тот шахид; кто умрет, защищая свою семью, тот шахид». Этот хадис приводят Абу Давуд и Тирмизи.
Защита Родина стала непреложным долгом каждого правоверного. В обращении к мусульманам СССР говорилось: «В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе».
Зачитанные в Уфе эти слова священнослужители распространяли в исламских общинах по всей стране. Мусульмане, как и представители других конфессий, записывались в добровольцы на фронт, трудились в тылу.
Нет, наверное, семьи, где не было бы воинов, исполнявших священный долг. В каждой нашей школе проводятся вечера памяти героев этой поры.
Надо сказать, что как и в прежние века мечеть становилась центром консолидации общины. В годы войны в мечетях производился сбор денежных средств, одежды, продуктов для нужд фронта и поддержки семей военнослужащих. Так, только в 1943 г. приверженцы ислама в СССР собрали более 2,5 млрд рублей на военные нужды, в т.ч. производство танков и самолетов. Города Казань, Уфа, Ташкент, Алма-Ата и другие принимали эвакуированных мирных жителей из районов боевых действий.
Непосредственно на фронтах войны приняли участие более 5,6 млн мусульман – татар, башкир, дагестанцев, крымских татар, азербайджанцев, казахов, киргизов, таджиков, узбеков и представителей других народов. Высокого звания Героя Советского Союза в годы войны были удостоены более 500 представителей уммы.
В тылу место ушедших на фронт занимали дети и жены. В четырнадцать-шестнадцать лет они осваивали трактор, валили лес, становились к станкам – каждый чувствовал причастность к великому делу победы.
В годы войны Башкирская АССР приняла у себя военные заводы, научные организации. Эвакуированы вместе с работниками институты, академия наук Украинской ССР, заводы, фабрики, театры, общественные организации.
Пример Великой Отечественной войны говорит нам еще и о необходимости заранее просчитать возможность нападения и предвидеть угрозу, предупреждая свой дом и страну от опасности. Сказал Ибн Куддама в аль-Мугни: «Если невозможно защититься, кроме убийства, или боится, что его убьют, если он не убьет противника, то допускается ему нанести удар так, чтобы убить противника…»
Героизм не напоказ, а по зову души — вот что отличало наших дедов и прадедов. Их посыл действителен и сейчас. Воистину, вклад каждого в совершение благого и защиты от дурного будет оценен не только в этом мире, но и получит достойную награду в мире последующем.
Как и многие века назад мы все молим Всевышнего о процветании нашей страны и нашем благополучии в обоих мирах. Да примет Всевышний наши мольбы. Лишь у Него мы просим и лишь Ему возносим свои молитвы.
Сообщается от ’Укъбы, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и не дозволяется мусульманину продавать своему брату вещь, в которой есть недостаток, если он не указал на него»