Мы в соцсетях

Новости

Всероссийские издания о Врио РБ — Хабирове РФ и о ДУМ РБ.

Опубликовано

в

Исламский челлендж Радия Хабирова

Солидный исторический и символический багаж – мечта любого регионального первого лица

В понедельник Р.Хабиров начинает первую полноценную рабочую неделю во главе Республики Башкортостан. Политологи активно комментируют, каким сферам ему предстоит уделить внимание в приоритетном порядке, в том числе называется задача по балансировке политических сил, выстраивании их в стройную, вертикально ориентированную конфигурацию. Вне поля зрения комментаторов пока остается значимая идеологическая составляющая, а именно – модель, которую выберет Хабиров для позиционирования в духовной сфере. Ведь с подписанием президентского указа о назначении и.о. главы РБ, Хабиров вошел в клуб глав субъектов, чьи титульные нации исторически исповедуют ислам и религиозный фактор играет важную символическую роль в общественной жизни.

В частности, в распоряжение Радия Фаритовича переходит очень солидный символический капитал в виде Центрального духовного управления мусульман – буквально недавно, хотя и довольно бледно, отметившего свое 230-летие правопреемника Оренбургского магометанского духовного собрания.

Именно в Уфе в рамках празднования 225-летия ОМДС состоялась встреча президента Путина с ключевыми муфтиями страны, на которой были сформулированы стратегические цели развития исламских институтов в России. Эта дорожная карта сохраняет свою высокую актуальность и является генеральной линией государственно-конфессионального взаимодействия в части ислама по сей день. Речь идет о возрождении отечественной школы исламского богословия и воспитания на российской почве нового поколения мусульманских богословов, которые в духовном, интеллектуальном и методологическом плане станут продолжателями дела Марджани, Баруди, Фахретдина, Бигиева.

Не менее важным для республики религиозным институтом является Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, независимое от ЦДУМ и входящее в другую религиозную структуру федерального уровня – Совет муфтиев России. Дело в том, что ЦДУМ и его региональное управление в Башкортостане традиционно ориентировано на аудиторию татар-мусульман. Духовные традиции титульной нации Башкортостана представляет (хотя далеко и не ограничивается ими) ДУМ РБ, ведущее свою преемственность от ДУМ Башкурдистана, родившегося в 1917 г. в гуще революционных событий. Эта организация объединяет 730 общин мусульман, обладает очень серьезной даже по меркам мусульманских республик в составе России религиозной инфраструктурой. В 2017 г. ДУМ РБ очень масштабно отметило свой столетний юбилей и, рассуждая объективно, должно стать одним из ключевых общественных и идеологических узлов в предстоящем в 2019 г. праздновании 100-летия создания Республики Башкортостан.

Такой солидный исторический и символический багаж – мечта любого регионального первого лица. К примеру, именно мусульманский фактор коллеги Хабирова Р.Минниханов и Р.Кадыров не без успеха используют как плацдарм для международной деятельности в исламском мире и для утяжеления собственного веса в российской политической системе.

Хамитов в этом отношении вел себя значительно прохладнее многих своих коллег в Поволжье и на Северном Кавказе, другими словами, избегал позиционирования себя в качестве мусульманина, особенно в последние годы на посту. Пришедший во главу республики с характеристикой «технократ», именно в религиозной сфере, как ни удивительно, он полностью подтвердил это свое качество, поскольку не желая персонально ассоциироваться с религиозной жизнью республики, спустил вопросы государственно-религиозного диалога на уровень Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ, возглавляемого хрестоматийным политработником советского формата Пятковым В.П.

Пятков, в свою очередь, выстроил работу в классической методологии приснопамятного Совета по делам религий СССР, закрывая глаза на положения российской конституции о невмешательстве светских властей во внутренние дела религиозных организаций.

По информации, регулярно попадающей в прессу, за несколько месяцев до назначенного на 21 ноября очередного Съезда ДУМ РБ, давление усилилось, участились всевозможные манипуляции с целью добиться нужных итогов съезда. В частности, по свидетельству очевидцев, давление на местах оказывается в части определения делегатов, которые отправятся на съезд в Уфу для избрания муфтия республики.

Делегатам, в обмен на голоса за «правильного» кандидата, обещается некая материальная помощь из республиканского бюджета. Парадокс в том, что даже в случае достижения победы угодного отдельным чиновникам кандидата, для республики это стало бы болезненным поражением, поскольку родило  бы очередной раскол в и без того небезоблачной картине исламской жизни Башкортостана, вплоть до полной неуправляемости и отката религиозной ситуации к состоянию начала 1990-ых гг. И это худший подарок, который может преподнести Совет по делам религий к 100-летию Башкортостана, а также и к началу избирательной кампании Р.Хабирова на пост полноправного главы республики, если таковая состоится.

Нужно подчеркнуть, что для операции «резать по живому» в отношении ДУМ РБ, а также для игры на обострение противоречий выбрано крайне неудачное время (следует учитывать и признаки разбалансировки и в иных точках политического целого страны), ведь пустить ситуацию вразнос всегда легче, чем искать компромисс. А в целом можно констатировать, что традиционный «византийский» инструментарий, взятый на вооружение советами по делам религий различных эпох, перестал быть актуальным и скорее вредит, нежели способствует государственно-исламскому диалогу.

Диляра Ахметова

Публикация портала АНСАР.ру

Источник

Читать дальше
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хадис дня

Мусульманин одевает в платье и пребывает под защитой Аллаха, пока на том остается хоть ниточка от этого платья. Если мусульманин одевает в платье другого мусульманина, которому нечего надеть, то Аллах оденет его в зеленые одеяния Рая. Если мусульманин кормит другого мусульманина, которому нечего есть, то Всевышний Аллах накормит его плодами из Рая. Если мусульманин напоит другого мусульманина, страдающего от жажды, то Всевышний Аллах напоит его вином из запечатанных бутылей».

— Ахмад, также передан от Абу Саида и от ат-Тирмизи
Advertisement

В тренде